[решение] Нота/аккорд: B или H? Bm или Hm?

Гитара — один из тех музыкальных инструментов, на котором приятно и довольно просто научиться играть. Система аккордов, которая позволяет сыграть на шестиструнной гитаре практически любую песню — минималистична, элегантна и логична. Но есть одна единственная неоднозначная музыкальная особенность, которая портит жизнь начинающим гитаристам. Это обозначение «H» и «B», которые постоянно все путают. Порой можно встретить когда песеннике встречается чередование одного и того же аккорда, который обозначают то Hm, то Bm.

В этой статье (и в моем видео) я постараюсь рассказать, откуда взялась эта путаница и как же все-таки правильно обозначать ноту ‘Си’. Начнем!

Откуда взялись обозначения нот?

В XI веке итальянец Гвидо Аретинский (гениальный теоретик музыки) дал начало нотной записи. Он сочинил гимн Святому Иоанну; первые буквы каждой строки легки в названия нот. Вот этот гимн:

Ut queant laxis
Resonare fibris,
Mira gestorum
Famuli tuorum,
Solve polluti
Labii reatum,
Sancte Iohannes.

Первая нота Ut впоследствие стала Do (от лат. Dominus — Господь), т.к. Ut было неудобно пропевать.

Кстати, я озаботился переводом этого гимна на русский язык, т.к. существующие версии перевода являются излишне художественными и явно направленными на церковные службы; мне же хотелось дословный перевод. В итоге, я его сделал на своем сайте Культурный Код, вот что вышло:

Ради очищения души,
Воззвучит сущее.
Разреши грешникам,
Всем нам,
С устами порочными,
(Совершить) чудесные подвиги,
Святой Иоанн.

// автор перевода — ваш покорный слуга: Тангар Игроглаз

Итак, откуда появились ноты — мы разобрались.

Что же с нотой ‘Си’?

Из гимна Св. Иоанну видно, что изначально эту ноту Гвидо не использовал (в то время был общепринятым шестиступенный звукоряд). Это уже в 18 в. из последней строчки взяли инициалы для ноты ‘Си’ — Sancte Iohannes.

Все эти обозначения (Do Re Mi Fa Sol La Si) являются мнемоническими (т.е. основанными на ассоциациях); Гвидо использовал фаланги пальцев для того, чтобы дирижировать хором, т.н. «Гвидонова рука». Но есть и альтернативные обозначения нот — буквенная нотация, которая берет свое начало еще из античных времен (Греция ~ III в. до н.э.), где наименование нот соответствует начальным буквам латинского алфавита.

В Древней Греции наиболее популярным был Гиподорийский лад (позже перешел в Эолийский), который начинается с ноты ‘Ля’; именно поэтому буквенная нотация начинается с ‘A’; в итоге представляя собой: A, B, C, D, E, F, G.
При этом нота В там уже была, но она обозначала не ‘Си’, а ‘Си бемоль’.

Веками позже, в Средневековой Европе стали использовать другой лад, начинающийся с ‘До’, который назывался Ионийским. Именно поэтому порядок нот изменился и стал начинаться не с ‘Ля’ (A), а с ‘До’ (С):
C, D, E, F, G, A, B.

Также в новом ладу понадобилась обозначение ноты ‘Си’. В то время было две главенствующие школы — германская и английская. Немцы со свойственной им обстоятельность и приверженством к традициям, присвоили ноте ‘Си’ следующую по порядку букву — Н, получилось:
C, D, E, F, G, A, B, H
при этом B продолжила обозначать ‘Си бемоль’.

Англосаксам решили идти более новаторским путем: переименовали В в В♭ (Си бемоль), а новую ноту назвали В.

В итоге, немецкая система стала популярна в Европейских странах (в т.ч. в СССР и России), а английская — в англоязычных странах (США, Великобритания, Австралия, Канада, и как ни странно — Нидерландах):

Немецкая система Английская система
Нота Бекар Диез Бемоль Бекар Диез Бемоль
до C Cis ces C C-sharp C-flat
ре D Dis des D D-sharp D-flat
ми E Eis es E E-sharp E-flat
фа F Fis fes F F-sharp F-flat
соль G Gis ges G G-sharp G-flat
ля A Ais as A A-sharp A-flat
си H His b B B-sharp B-flat

Замечу, что есть еще и третья, альтернативное обозначение: Si и Si bemolle, которое используют Франция, Испания, Италия, латиноамериканские страны.. В общем, путаницы хватает, например, в некоторых странах нота ‘Си’ переименована в ‘Ти’.

Как правильно? 

Мое личное мнение — в музыкальной теории нужна унификация. Музыка должна развиваться, музыкальная теория не исключение. Излишний традиционализм порождает проблемы (собственно, вся эта статья им посвящена), даешь формализацию и стандартизацию!

Что на ваш взгляд логичнее:

A B C D E F G
или
A B(H) C D E F G

Я думаю, ответ очевиден. С точки зрения формальной логики — буква H лишняя, гораздо удобнее использовать В♭, чем мутную дополнительную H. Собственно, современные жанры музыки, начиная с блюза и джаза используют первый вариант (во многом потому, что их родина — США).. просто потому, что это проще и логичнее. Следуйте принципу Бритвы Оккама:

Не приумножай сущности без необходимости.

При этом важно знать, что бывают разные обозначения. А лучше вообще учить ноты, так таких проблем нет 😉

Запись опубликована в рубрике Гитара с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «[решение] Нота/аккорд: B или H? Bm или Hm?»

  1. Владимир говорит:

    Приветствую Николай!

    Хотел спросить не мог ли бы ты
    На простых о аккордах и попростому потихоньку песню кукушка разобрать.
    Ты меня научил песню свезда по имени солнце играть. СПАСИБО ТЕБЕ

Добавить комментарий для Владимир Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *